Этикетка – лицо российского вина

© Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости Один из цехов винодельческого предприятия "Фанагория" в Краснодарском крае
 Один из цехов винодельческого предприятия Фанагория в Краснодарском крае
Порой, подходя к полке с вином, можно оказаться будто в музее изобразительных искусств – настолько все этикетки яркие и разнообразные. Изучение шрифтов, надписей, рисунков на бутылках – занятие увлекательное и информативное. Редакция АВВР выяснила, какие они, этикетки российского вина, и о чем могут рассказать.
Если создание вина – это одновременно искусство и выверенная работа, то создание этикетки к нему – не менее креативная и сложная задача. Ведь именно этикетка первой рассказывает о вине, раскрывает его характер и создает настроение еще до того, как будет откупорена пробка.

Как читать этикетку российского вина

Всю необходимую потребителю информацию легко найти на этикетке (лицевая сторона) и контрэтикетке (обратная сторона). Содержимое строго контролируется законом и регламентируется ГОСТами.
Закон обязывает производителей указывать наименование вина, его вид, а также сведения о сорте или сортах винограда, месте его происхождения и годе урожая. Даже размер текста на этикетке строго регламентирован, это сделано, чтобы избежать написания важных сведений трудно читаемыми буквами. Также строго регулируется, какие напитки могут называться вином: если алкогольный продукт получен не из винограда, использовать слово "вино" или его производные на этикетке запрещено.
На бутылках российских вин также можно встретить знак "Вино России", выполненный в виде элемента логотипа АВВР – матрешки с виноградной гроздью. Федеральная специальная марка (ФСМ) говорит потребителю о том, что вино гарантированно произведено из российского винограда.
© Фото: АВВРЗнак "Вино России"
Знак Вино России
Знак "Вино России"

Уникальные и разнообразные

Однако этикетки сегодня являются не просто "биркой" с информацией, хоть и строго регламентированной. Они стали настоящим отражением индивидуальности вина и винодельни. Каждое хозяйство старается найти свой неповторимый стиль, который бы отражал его принципы, подходы и убеждения. Многообразие стилей и форм этикеток российских вин ярко репрезентует многогранную и самобытную отечественную винодельческую отрасль.
О том, как сегодня выглядят этикетки вин России и что говорят о виноделии страны, редакция АВВР поговорила с основателем дизайн-студии UNIQA Алексеем Якушиком.
© Фото: Росконгресс
Основатель дизайн-студии UNIQA Алексей Якушик
1/2
© Фото: Росконгресс
Основатель дизайн-студии UNIQA Алексей Якушик
2/2
1/2
2/2
"Современные этикетки российских вин очень разные, и это хорошо. Нельзя сказать, что сейчас есть какой-то ярко выраженный стиль этикеток российского вина. У нас народ креативный и достаточно смело подходит к оформлению вин. Мы можем встретить очень разные стили и необычные идеи, провокационные этикетки и минималистичные. Главное, что в российских этикетках есть идеи – это прекрасно!" – отметил Алексей Якушик.
Еще одной особенностью этикеток российских вин является качество. Отечественные винодельни уделяют особое внимание деталям: от выбора фактуры бумаги до использования самых передовых полиграфических технологий.
© Фото: Дизайн-студия UNIQAДизайн-студия UNIQA
Дизайн-студия UNIQA
Дизайн-студия UNIQA
Агентство UNIQA было основано в 2000 году. Минувшая четверть века стала для российского виноделия эпохой перемен, становления и возрождения. Изменения за это время претерпели и этикетки. По словам Алексея Якушика, этикетки за 25 лет очень изменились: если в начале 2000-х винодельни России часто копировали стиль Старого Света, то постепенно пошли по своему собственному пути. Сейчас отечественные винодельни уже не оглядываются на примеры из Франции, Европы или ЮАР, а вырабатывают свою концепцию оформления.
"Постепенно отрасль развивалась, в том числе с точки зрения оформления продукции. У каждой винодельни появился свой стиль, своя концепция оформления вина, а это одно из главных отличий этого развития. Мы уже по этикетке можем считать, что это за винодельня, какие у нее особенности. Развивалось качество исполнения, качество этикетки – это один из важных моментов", – отметил Алексей Якушик.
Оформление российских вин отличаются разнообразием, и каждый дизайн-проект самобытен по-своему, поэтому выделить какую-то одну винодельню с наиболее запоминающимися этикетками непросто, отметил эксперт.
Например, этикетки вин "Галицкий & Галицкий" отличаются своим высоким качеством бумаги и печати. Этикетки Château Pinot – это яркая и интересная история на российском рынке вина, их провокационные и смелые идеи запоминаются и привлекают внимание. Отличительной особенностью оформления вин "Абрау-Дюрсо" является изображение ромба, который объединяет в единую концепцию весь большой портфель бренда. "Дербент-вино" трепетно относится к культурным и природным особенностям Дагестана, помещая на этикетки своих вин эндемиков и другие достопримечательности региона.
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
1/4
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
2/4
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
3/4
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
4/4
1/4
2/4
3/4
4/4

Создание этикеток

Задача этикетки — за короткое время рассказать потребителю всю важную информацию о вине. Поэтому, помимо базовых данных, она должна отражать также и содержимое бутылки: вкус и аромат вина.
"Когда человек подходит к полке магазина, то у него других помощников нет. Этикетка должна отражать содержимое бутылки, терруар, стиль винодела, характер бренда. Маленькая поверхность должна быстро очень многое объяснить потребителю", – подчеркивает Алексей Якушик.
Прежде чем создать этикетку для нового вина, необходимо познакомиться с самой винодельней, виноделом или собственником. Желательно побывать на предприятии, проникнуться его атмосферой, изучить его стиль и концепцию. Важны любые детали: особенности терруара и местности, ценности винодельни, хобби винодела или владельца, даже проживающие на территории питомцы. Этикетка обычно создается после изготовления вина, однако Алексей Якушик отмечает, что интересно было бы делать все одновременно.
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
1/3
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
2/3
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
3/3
1/3
2/3
3/3
В свою очередь, этикетка является важным элементом продвижения, она способна как привлечь, так и оттолкнуть потребителя, поэтому так важно уделить ей особое внимание. Конечно, на содержимом бутылки ее внешний вид не отразится, однако он может повлиять на принятие решения о покупке.

"Если мне не понравилась этикетка, то есть ощущение, что и вино не понравится, ведь они взаимосвязаны, это один единый продукт", – поделился Алексей Якушик.

Алексей Якушик уже более 15 лет собирает этикетки. Он считает, что каждая современная этикетка российских вин может стать частью его коллекции.
"Этикетка – это такая "фотография" момента, того, что происходит с винной отраслью в данное время. И если собрать все этикетки, которые выпускаются в России сейчас, это было бы интересно. Например, этикетки, которые существуют на винной полке в 2025 году, а потом собрать все винные этикетки в 2030 году. Это очень интересно, посмотреть по этикеткам за развитием винодельческой отрасли", – добавил Алексей Якушик.
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
1/3
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
2/3
© Фото: Дизайн-студия UNIQA
Этикетки дизайн-студии UNIQA
3/3
1/3
2/3
3/3

Тренды

О трендах в винной упаковке подробно рассказал директор по маркетингу "Кубань-Вино" Сергей Заварухин в специальной рубрике для Wine Retail. Изучив тренды 2023/2024, он сделал выводы о том, какие особенности дизайна мы чаще всего встречали на этикетках российских вин.
Одним из главных трендов стал гиперконтраст – смелое сочетание конфликтующих цветов, действующее как эмоциональный якорь и визуальный антидепрессант. Популярна и плоская графика – лаконичные, минималистичные иллюстрации без объема и лишних деталей. Самостоятельным элементом дизайна стали массивные шрифты, способные легко привлечь внимание покупателя своими необычными формами.
В противовес ярким краскам и наравне с ними в этикетках использовались пастельные тона, приятные глазу. Также все чаще встречаются разнообразные коллажи, привлекающие творческую аудиторию. Нередко дизайнеры обращаются к эстетике ретро, делают акцент на экологичность или на так называемую тихую роскошь. В век цифровых технологий в оформлении этикеток можно встретить NFC-чипы, через которые посредством смартфона бренд может обращаться напрямую к покупателям.
Все это говорит нам о том, что этикетка — это маленькая, но важная составляющая большой летописи российского виноделия. Читая этикетку, рассматривая надписи и изображения на ней, можно сделать вывод о целой отрасли, ее развитии, о том, чем она живет в настоящее время.